Здоровьесберегающая педагогика как условие формирования духовно - и физически развитой личности
Современное школьное образование в наши дни предъявляет серьезные требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас наиболее актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе.
Не секрет, что многие элементы учебного процесса оказывают негативное воздействие на здоровье учащихся.
В первую очередь это многопредметность расписания учебных занятий: по пять и более предметов ежедневно, большой объем и сложность учебного материала, стрессовые ситуации контроля, боязнь совершить ошибку и др.
Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно- воспитательного процесса, в частности с расписания уроков. Самыми продуктивными являются уроки со второго по четвертый. Но первый или седьмой уроки никто не отменял. Поэтому учитель должен видеть систему уроков класса в данный день и учитывать не только очередность своего урока, но и какой он по счету в учебном процессе класса. Например, в понедельник в классе последний урок – математика. В такой ситуации учителю тяжело добиться внимания и сосредоточенности учащихся. Поэтому целесообразно использовать элементы здоровьесберегающей технологии.
- Работа в парах или малых группах, активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.
- Использование двух досок, когда учащиеся совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.
- Игровые технологии, которые помогают решить не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре используются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев, что благотворно влияет на здоровье школьников.
- Приемы соревнования между учащимися благотворно влияют на здоровье детей.
- «Уроки- праздники», на которых каждый ребенок вовлечен в активную, сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно- воспитательных задач. В том числе и здоровьесбережения.
Сохранению физического, нравственного здоровья школьников способствует и индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока.
Исходя из вышеизложенного, можно вывести основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики.
- Реализация на уроке в оптимальном соотношении как общедидактических, так и специфических принципов и методов.
- Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей и потребностей.
- Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связей с ранее изученными знаниями и умениями.
- Активизация развития всех сфер личности учащихся.
- Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
- Эффективное использование педагогических средств, здоровьесберегающих образовательных технологий (подвижных игр, физкультминуток).
- Формирование практически необходимых знаний и умений, рациональных приемов мышления и деятельности.
- Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения учебного занятия.
- Формирование умений учиться, заботясь о своем здоровье.
- Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого ученика с учетом возрастных особенностей развития.
Здоровьесберегающая педагогика работает, если:
- ребенок постоянно ощущает себя счастливым;
- каждый урок оставляет в душе ребенка только положительные эмоции;
- ребенок испытывает ощущения комфорта, защищенности и интерес к учебе.